Антифрикционными материалами называют группу материалов, обладающих низким коэффициентом трения. Такие материалы характеризуются повышенной устойчивостью к износу при длительном воздействии силы трения. По структуре антифрикционные изделия должны быть гетерогенными, мелкозернистыми, сочетающими в себе твердые частицы и пористый материал, способный содержать смазочные вещества.

Материал такой структуры получают методом порошковой металлургии, потому что обычными способами их получить практически невозможно. Один и тот же материал, полученный методом обычного литья и методом металлургии порошков, имеет разные характеристики. Например, спеченное порошковое железо, в отличие от литого, более эффективно используется в качестве множественных трущихся деталей различных узлов и механизмов. Антифрикционные изделия, полученные методом металлургии порошков, имеют хорошую прирабатываемость, высокую износостойкость, низкий и стабильный коэффициент трения, хорошая сопротивляемость схватыванию и иными ценными свойствами.

Именно благодаря наличию пор в антифрикционных изделиях изменяется сама система прирабатываемости соприкасающихся деталей. Детали трущихся механизмов, изготовленные литым способом, прирабатываются друг к другу только поверхностным слоем и на глубину не более нескольких микрометров исключительно благодаря износу деталей и сглаживанию имеющихся шероховатостей. В деталях, изготовленных методом порошковой металлургии, прирабатываемость может достигать нескольких миллиметров, то есть включает и поверхностный и прилегающие к нему слои. Это происходит из-за изменений и перераспределений объемов пор, которые приводят к необратимым пластическим деформациям в результате интенсивного трения деталей.

При хорошей прирабатываемости у трущихся деталей, изготовленных методом порошковой металлургии, повышаются качественные характеристики трущихся поверхностей, тем самым улучшаются механические эксплуатационные свойства этих деталей.

Антифрикционных изделий, произведенных методом порошковой металлургии, достаточно много, но основными из них являются всевозможные подшипники, втулки, вкладыши, накладки и другие детали, применяемые в узлах трения. Такие детали весьма распространены в промышленности, особенно в машиностроении. Они широко применяются в автомобилях, дорожной, сельскохозяйственной и других видах техники, станкостроении, в бытовых приборах и многих других технических устройствах.

Классификация антифрикционных материалов

Классифицируются порошковые антифрикционные материалы, в основном по своему составу и назначению. По составу они бывают:

  • на основе одного из металлов (железа, меди, никеля, алюминия и других);
  • металлическими двухслойными материалами с использованием стальной подложки;
  • металлопластмассовыми, то есть в основе − пористый металлический материал, с включением фторопласта;
  • металлостеклянными материалами.

По своему назначению порошковые антифрикционные материалы бывают:

  • с применением жидкого смазывающего материала;
  • самосмазывающимися;
  • с ограниченной смазкой;
  • без смазывающего материала в воздушной среде;
  • для использования в условиях высоких температур;
  • для использования в водной среде и других агрессивных средах.