Масляный насос предназначен создавать давление в системе смазки для обеспечения смазывания всех поверхностей элементов двигателя внутреннего сгорания, которые находятся в движении. Это необходимо для создания постоянного круговорота масла в системе смазывания. Для некоторых деталей (коренные и шатунные подшипники коленвала) смазка должна осуществляться только под давлением. Только таким образом происходит нормальное смазывание этих деталей.

В некоторых случаях масляный насос выполняет и другую специфическую задачу – откачивание масла из поддона картера и подача его к масляному баку. Эту задачу он осуществляет в двигателе с «сухим картером».

При таком устройстве двигателя нагнетатель устанавливают после масляного бака перед фильтром, а секции откачивающего насоса располагаются меж секциями картера и масляным баком или вспомогательным масляным радиатором воздушного охлаждения. Если рассматривать двигатель с «мокрым картером», то масляный насос располагают в поддоне картера после маслоприемника перед масляным фильтром. Давайте разберем их виды, устройство и обслуживание.

Какие бывают виды масляных насосов и их устройство

Среди большого количества масляных насосов, используемых в современных двигателях, различают два вида, отличающихся устройствами и принципами роботы:

  • шестереночные;
  • роторные.

Шестереночные подразделяются на два вида:

— наружное зацепление шестеренок (шестерня около шестерни);

— внутреннее зацепление шестеренок (шестерня в шестерне).

Маслонасосы шестереночного вида нагнетают масло под постоянным давлением (для различных видов двигателя давление может быть разным, в пределах 2-16 атмосфер), а некоторые насосы роторного вида могут или усиливать, или уменьшать давление масла на различных режимах работы двигателя. Такие устройства называют регулируемыми, а те, которые не обладают способностью изменять давление – нерегулируемыми.

Масляный насос с наружным зацеплением шестерен.

Такой вид маслонасоса представляет собой корпус, а в нем вращаются две шестеренки с наружным зацеплением. Первую называют ведущей, а вторую – ведомой. Первая вращается от коленчатого вала, который передает движение посредством ременной или цепной передачи. Другая шестерня находится в свободном вращении на валу, которого запрессовали в корпусе.

При движении коленвала, начинают вращаться шестерни, выдавливая масло из камеры разрежения. Масло проходит между зубьями шестеренки и внутренней поверхностью корпуса и попадает в нагнетательную камеру, после чего передается в сам двигатель, фильтруясь в масляном фильтре. Неполадки и сбои могут возникнуть при увеличении зазоров между зубьями шестерней и между зубцами шестерней и внутренней поверхность корпуса. Давление при этом уменьшиться, что приведет к сбоям всей системы смазывания.

Внутреннее зацепление шестерен

Маслонасос с внутренним зацеплением шестерен представляет собой две шестерни в одном корпусе. В отличие от насоса с наружным зацеплением, в котором шестерни вращаются одна рядом с другой, в данном виде шестерни крутятся одна внутри другой. Ось внутренней шестерни смещена по отношению к внешней, за счет чего образуется специальная полость между шестеренками, называемая разделительным сектором, благодаря которому и создается давление. Масло подается между зубьями двух шестеренок и разделительным сектором из всасывающего канала, и проследует под давлением далее в систему через нагнетающий канал.

Насосы роторного вида

Устройства такого вида по своему устройству и принципу действия схожи на насосы шестереночного вида с внутренним зацеплением шестерен. Только вместо шестерней используются роторы, у которых всего несколько лопастей. Такой нагнетатель состоит из двух роторов, размещенных друг в друге на разных осях. Вращаясь, между роторами образуются полости различного объема, называемые по-разному: полостями разрежения, всасывания или нагнетания. Увеличиваясь в объеме, в такую полость всасывается масло. А при уменьшении объема полости происходит сжимание масла и, таким образом создается необходимое давление для системы смазки.

В регулируемом роторном масляном насосе предусмотрены механизмы регулирования давления системы смазывания. Увеличивая частоту вращения коленвала, двигатель начинает потреблять больше масла. При этом давление масла начинает падать в системе, поэтому специальный статор сдвигается, изменяя ось вращения ведомого ротора. Всасываемая полость увеличивается в объеме, позволяя большему объему масла подаваться в систему. 

Несмотря на различные виды масляных насосов, в системе смазки предусмотрена система предохранения от чрезмерного давления, представляющая собой обычный пружинный клапан, называемый редукционным. При увеличении давления сверх нормы этот клапан открывается и сливает избыточное масло.

Как правильно эксплуатировать масляный насос

В принципе, маслонасос благодаря своей простоте и компактности, достаточно надежен и может функционировать довольно долго при условиях правильной эксплуатации. Использование только подходящего для вашего двигателя качественного масла, своевременная замена масляных фильтров, соблюдение простейших правил запуска двигателя – вот нехитрые правила, позволяющие масляному насосу работать длительный срок без сбоев.

При выявлении сбоев в системе смазывания или падении давления масла, необходимо проверить работоспособность насоса. Такую процедуру можно произвести в сервисных центрах, на станциях технического обслуживания или самостоятельно.

Если решили самостоятельно проверить его работоспособность, необходимо воспользоваться инструкцией к вашему автомобилю, в которой описаны конкретные действия в каждом таком случае. Если коротко, то необходимо:

  1. Осмотреть масляный насос на предмет видимых повреждений (трещины, деформации);
  2. В разобранном насосе произвести осмотр внутренней поверхности корпуса, крышки и шестерней на наличие повреждений (сколы, трещины, следы повышенного износа и т.д.);
  3. Проверить плотность прилегания всех элементов и зазоры между ними.

При отсутствии внешних повреждений и соответствии нормам всех зазоров, следует последовательно собрать насос и установить на свои места все детали. Возможно, причины неисправности в иных узлах двигателя. А в случае обнаружения дефектов или неисправностей, нужно произвести замену вышедших из строя деталей. У нас на сайте представлены комплектующие маслянных насосов и ремкомплекты для маслянных насосов. Обратите внимание, что бывают случаи, когда ремонт насоса нецелесообразен, так как новый маслонасос может стоить меньше, чем замена деталей в старом.