Одно из направлений производства – изготовление фрикционных дисков для различных условий работы, с применением металлокерамики на медной и на железной основе. Для изготовления фрикционных дисков работающих в масле мы применяем металлокерамику марки МК-5, для работы в условиях сухого трения — металлокерамику марки МК-263, при повышенных нагрузках и высокотемпературных режимах – ФМК-11, ФМК-79 (на железной основе).
Металлические
Неметаллические
Органические
Биометрические
Металлокерамические фрикционные диски
Разработана и внедрена в производство технология, позволяющая получать металлокерамические фрикционные диски с высокими эксплуатационными характеристиками которые имеют ряд преимуществ перед аналогами:
Ряд новых технологических решений привел к значительному увеличению износостойкости фрикционных дисков и исключил фактор перегрева и прихватывания металлокерамики в процессе работы. Купить фрикционные диски от Промметкомпозит можно по выгодной цене. Также возможно изготовление металлокерамических фрикционных дисков в короткие сроки.
Фрикционные диски представляют собой стальную заготовку (каркас) с приделанными накладками из фрикционного материала с обеих сторон. Имеют диаметр от 40 до 620 мм.
Для изготовления фрикционных дисков служат бронза, латунь вида МК-5, МК-403, 263 и других разновидностей. Изделия на основе такого сырья могут выдерживать средние и тяжелые нагрузки, когда действует сухое трение, смазка, а температура поверхности может достигать 500-600 градусов.
Фрикционные диски могут использоваться в трансмиссии гусеничного транспорта промышленного назначения, строительно-дорожных конструкциях. Они применяются в автомобильной, рисоуборочной, асфальтоукладочной, ветротурбинной и других сферах промышленного направления. Это устройства разного типа – коробки передач, бортовые фрикционы, где передается крутящийся момент, уменьшается нагрузка на элементы трансмиссии при различных передачах в транспорте, ограничение момента, который передается.
Фрикционные диски (или фрикционы) служат для сцепления в АКПП и выполняют функцию передачи тяги. В основе элемента − диск, изготовленный из стали, к которому прикреплены фрикционные накладки.
Самые распространённые типы фрикционных дисков:
Каждому типу материала характерны свои условия эксплуатации, энергонагруженности, конструктивного исполнения элемента трения. Существенный сегмент материалов трения занимают фрикционные материалы на основе термореактивных смол. Современные «органические» фрикционные материалы представлены в виде термостойких пластмасс из полиамидов и других материалов, в сочетании с минеральными и органическими наполнителями разных видов. Они имеют довольно высокий и стабильный коэффициент трения в широком диапазоне температур, а теплостойкость лучших органических накладок зачастую не превышает 250 -300 0С.
Такой тип накладок обеспечивает мягкое включение, но при этом имеет низкую надежность и износостойкость при динамической эксплуатации. При пробуксовке сцепление сильно нагревается, накладки перегреваются, запекаются, теряют свой коэффициент трения, и, что еще хуже, растрескиваются и высыпаются.
В отличии от асбокаучуковых и асбосмоляных фрикционных изделий работающих до 300 0С , спеченные металлокерамические изделия, в зависимости от типа керамики, могут работать при температуре до 1000 ºС (металлокерамика на железной основе) и выше. Способность поглощать теплоту, выделяемую в процессе торможения у металлокерамических материалов в 2 и более раз выше по сравнению с асбонаполненными. Благодаря структурным особенностям, металлокерамические диски имеют высокую износостойкость, выдерживают большие перепады температур и экстремальные нагрузки, кроме того современные технологии производства металлокерамических фрикционных дисков позволяют создавать композиции, в которых наличие спец. добавок минимизирует износ ответных деталей.
Металлокерамику на железной основе зачастую применяют при экстремальных условиях эксплуатации на предельных температурах и нагрузках в дизельных грузовиках, гоночных автомобилях и сельскохозяйственной технике.
Для изготовления фрикционных дисков работающих в масле целесообразно применять металлокерамику на медной основе с спец добавками, стабилизирующими процесс трения. Фрикционные диски с накладками на медной основе при равных размерах диска имеют вдвое выше передаваемый крутящий момент чем диски с «органическими» накладками, обладают высоким коэффициентом трения, выдерживают весьма высокие температурные режимы (до 650 0С) и мало изнашивают рабочие поверхности маховика и прижимного диска.
В современных коробках передач используют фрикционные диски в паре с контр телами . Фрикционы формируют пакеты по несколько пар: к примеру, четырехступенчатая автоматическая коробка передач оснащается двумя или тремя парами фрикционных дисков.
При выключенной передаче фрикционы продолжают вращаться, поскольку на них не воздействует трансмиссионная жидкость. Когда передача включается, поступает масло и под его давлением фрикционные диски сжимаются. Это приводит в действие нужную шестерню, а все другие шестерни в коробке останавливаются.
Износ и сгорание фрикционных пакетов – одна из самых частых проблем в работе АКПП. Рано или поздно с износом придется столкнуться каждому, но правильное использование и обслуживание коробки передач способно повысить ресурс фрикционных дисков (вплоть до пробега в триста-четыреста тысяч километров при использовании металлокерамических фрикционов).
Грамотный сервис включает регулярную замену масла в АКПП (через каждые сорок-пятьдесят тысяч километров пробега) и поддержание его необходимого уровня. Автомобилисты, не уделяющие внимания замене трансмиссионного масла и фильтра, могут столкнуться со сгоранием фрикционов уже на сотне тысяч километров пробега, а иногда и раньше.
Суть в том, что трансмиссионная жидкость теряет нужные свойства, стареет и загрязняется продуктами износа, что приводит к уменьшению давления на фрикционные диски. В связи с этим сжатие фрикционов слабеет и выливается в пробуксовки.
Также список можно дополнить длительной пробуксовкой, динамической ездой и т. д. Особенно таких режимов эксплуатации бояться фрикционы на основе органических смол, поскольку их теплостойкость не превышает 250 С, Накладки перегреваются и теряют свой коэффициент трения, что также выливается в пробуксовки.
Современный рынок фрикционных материалов весьма широк и применение того или иного типа фрикционных дисков обуславливается в первую очередь условиями эксплуатации узла трения. Среди широкого спектра фрикционных материалов особую роль занимают металлокерамические материалы. Совокупность их эксплуатационных характеристик ставит их на уровень выше их конкурентов, а незначительна разница в цене с органикой компенсируется их надёжностью и увеличенным ресурсом, и как следствие — сроком эксплуатации.