Как мы знаем, втулки из бронзы активно используются в узлах трения как подшипники скольжения, а в зависимости от величины нагрузки на этот узел используются различные марки бронзы.

Бронзовые втулки изготавливаются методом порошковой металлургии. В полученных этим методом соединениях могут регулироваться размеры и формы его компонентов, также можно получать абсолютно уникальные только для метода порошковой металлургии типы обоюдного расположения и формы зерен.

Методы порошковой металлургии позволяют вводить в состав сложных композиционных материалов добавки, которые способствуют повышению работоспособности узлов трения.

Также, методы порошковой металлургии позволяют вводить в структуру материала твердые смазки в виде графита или дисульфида молибдена, позволяющие значительно снизить коэффициенты трения, что  существенно увеличивает ресурс эксплуатации подшипников скольжения и ответных узлов.

Оловянно-фосфористые бронзы

Оловянно-фосфористые бронзы представляют собой сплав меди и олова с  добавлением фосфора. Втулки, изготовленные из композиционных материалов, в основе которых лежат распыленные оловянно-фосфористые бронзовые порошки, используются в механизмах, работающих на высоких скоростях с максимальной нагрузкой.

Для обеспечения длительного гарантированного срока эксплуатации механизма на рабочие поверхности наносятся продольные или поперечные канавки, при помощи которых подается в процессе работы смазочный материал, и выводятся продукты трения.

Оловянно-фосфористые бронзы с добавками никеля

Очень часто в качестве легирующего элемента в оловянно-фосфористых бронзах используется никель в количестве 1-2%, который повышает прочностные свойства, пластичность и деформируемость бронзы, их коррозионную стойкость.

Композиционные материалы на базе оловянно-фосфористых бронз и порошка железа, легированные никелем с добавками графита и дисульфида молибдена.

В таком материале используется достаточно большое количество порошка железа – до 40%, что позволяет обеспечить высокие эксплуатационные характеристики втулок. Применяются в высокоскоростных механизмах с небольшими нагрузками.

Композиционные материалы на основе порошков легированных сталей и оловянистой бронзы с добавками твердых смазок.

В качестве смазывающего материала используются дисульфид молибдена и графит. Добавки молибдена увеличивают вязкость и усталостную прочность, понижают износ и коэффициент трения.

Этот материал обладает повышенной прочностью, поэтому основная область применения – узлы и механизмы, работающие при больших нагрузках, например, в шлицевых корончатых гайках.

Такой материал вместе с твердой смазкой в процессе трения наносится на одну из трущихся поверхностей образуя антифрикционный слой (пленку).