Фрикционная накладка обеспечивает плавность передачи момента вращения в муфтах. Давайте попробуем коротко разобраться в принципе работы сцепления, как работают диски, почему некоторые из них называют фрикционными, из чего их изготавливают и основные причины выхода из строя.

Как работает сцепление

Сцепление – это важный конструктивный элемент трансмиссии. Предназначается для временного отключения двигателя от трансмиссии и плавного их соединения при переключении передач. Сцепление предохраняет элементы трансмиссии от больших нагрузок и гасит возможные колебания. Расположено между двигателем и коробкой передач автомобиля. В наше время самое большое распространение за фрикционным сцеплением, которое передает крутящий момент при помощи силы трения.

Основными компонентами сцепления являются две детали в виде дисков, которые постоянно взаимодействуют. Первая закреплена на маховике двигателя и крутится вместе с оборотами двигателя, то есть делает ровно столько оборотов, сколько делает и сам двигатель.

Вторая закреплена со стороны трансмиссии. Эта деталь называется ведомой, фрикционной. Она необходима для передачи крутящего момента от двигателя трансмиссии. Водитель посредством соответствующей педали заставляет прижаться оба диска, передавая крутящий момент на трансмиссию.

Накладка необходима для ведомого диска или фрикционного, поэтому ее также называют фрикционной. Она предназначена для исключения трения, скольжения дисков и продления эксплуатации не только дисков, но и других деталей коробки передач.

При производстве фрикционных накладок применяют износоустойчивые материалы с шероховатой поверхностью. Для длительного использования такие материалы должны выдерживать большие нагрузки и высокие температуры.

Фрикционные накладки могут изготавливаться различными способами: формироваться из специальной массы, вальцеваться, на тканевой основе или картонно-бакелитовые.

Причинами износа фрикционных накладок могут быть:

  • Естественные. При длительной и правильной эксплуатации накладки все равно изнашиваются, она все более утончается и может стереться до нуля.
  • Неравномерность вождения. Трогаясь с места, некоторые водители резко давят на газ, не отпустив педали сцепления. Также проблемы могут возникнуть при длительной езде с выжатым сцеплением.
  • Плохо отрегулированная педаль сцепления.

Признаками неисправностей бывают:

  • неполное выключение;
  • пробуксовка;
  • рывки при включении;
  • скрежет, гул, треск и другие посторонние звуки;
  • неприятный горелый запах.

Если появился хотя бы один из перечисленных признаков – срочно обратитесь в автосервис.