Как вы знаете, подшипники − это приспособления, воспринимающие радиальную или осевую нагрузку, которую прикладывают на вал или на ось, и передающие на стационарные конструкции (рама, корпус). Также их обязанностью является еще и удерживание вала, гарантируя вращение, качение или линейное движения с минимальной потерей энергии. Качественные подшипники скольжения позволяют существенно повысить коэффициент полезного действия для работоспособности и долговечности агрегатов.

Виды подшипников скольжения

В современном мире широко используются контактные и бесконтактные подшипники. К бесконтактным относятся магнитные подшипники, то есть такие, у которых нет трущихся поверхностей. Контактными считаются подшипники качения и скольжения, ведь у них, как вы понимаете, есть трущиеся поверхности. Из названий следует, какие виды трения использует каждый подвид контактных подшипников.

Что же такое подшипник скольжения?

Подшипником скольжения называют подшипник, в котором опорная поверхность оси или вала скользит по рабочей поверхности подшипника. Идея создания опоры для вала в узле вращения при помощи взаимного скольжение прилегающих частей возникла достаточно давно, скорее всего в одно время с изобретением колеса.

Первоначально их делали из доступных, на то время, материалов – камня и дерева. С изобретением бронзы и железа, подшипники начали изготавливать из металлов.

Массовое использование подшипников скольжения началось с развитием промышленности, во времена распространения станков и механизмов. С этого времени и началось активное развитие технологий их производства.

На сегодняшний день подшипником скольжения можно назвать высокотехнологичное изделие, при изготовлении которого используются последние достижения науки, самые современные материалы и способы их обработки.

Характер использования подшипников скольжения

Ради правильного и длительного вращения вала и корпуса необходимо использовать материалы с невысоким показателем трения у трущихся деталей. Также, можно наносить на поверхности, которые соприкасаются, специальное покрытие из материалов с более низкими показателями трения в отношении к материалам других деталей.

Некоторые называют подшипниками скольжения специальные вставки между валом и корпусом, хотя эти детали было бы правильно назвать втулками скольжения. Подшипником же считают весь блок с трением посредством смазочных или антифрикционных слоев, вкладышем скольжения называют металлическую или пластмассовую ее часть.

Вкладыши и втулки скольжения из металла чаще всего изготавливают стальными, чугунными, бронзовыми, латунными и др. Подшипники скольжения из этих металлов отличают прочностью, долговечностью и высокой грузоподъемностью, но для их использования необходима специальная смазка.

Пластиковые втулки или, так называемые, неметаллические изготавливают из специальных полимеров и, в некоторых случаях, использование таких втулок намного эффективнее металлических.

Применение подшипников скольжения

Использование подшипников скольжения весьма обширно и разнообразно: паровые и газовые турбины, различные компрессоры и центрифуги, редукторы и т.д.

Большой диапазон характеристик подшипников скольжения и сырья, из которого они изготовлены, позволяет использовать их в различных условиях, даже экстремальных. Разработаны эти подшипники для агрессивной среды, для низких или высоких температур, скоростные или для медленного вращения.

Цена подшипников скольжения напрямую зависит от характера их использования, то есть чем сложнее условия их использования, тем дороже они будут.