Автоматическая коробка передач (АКПП) − коробка передач транспортного средства, которая позволяет под заданную водителем скорость движения самостоятельно выбирать наиболее подходящую передачу и переключаться с одной передачи на другую.

Один из элементов сцепления между передачами АКПП – это фрикционы или фрикционные диски. Изменяя скорость движения, водитель изменяет и давление масла, которое заставляет фрикционные диски смыкаться или размыкаться. При этом фрикционы или останавливают определенную шестерню, или заставляют ее вращаться.

Устройство фрикционов

Фрикцион фактически тот же диск из стали, на котором приклеивают фрикционную накладку.

Фрикционы характеризуются:

наружным диаметром;

толщиной;

количеством зубьев.

В отличие от фрикционных дисков, стальные характеризуются по внутреннему диаметру, то есть по диаметру без зубьев.

Фрикционы представляют собой обычные диски, состоящие из двух частей:

  • из металлической, которая практически всегда неподвижна и зацеплена с корпусом;
  • из мягкой, которая вращается вместе с шестернями. Еще недавно их изготавливали из прессованного картона, сейчас же, в современные АКПП, устанавливаются диски с напылением из графита. В усовершенствованном виде даже на металлической части по бокам есть накладки из графита.

Графитовые накладки, как и прессованный картон (пропитанный специальными смолами), предназначены для эффективного отвода тепла с металла посредством масла, которым пропитываются сами накладки. Тем самым продлевается сток службы мягкой части диска.

Принцип работы АКПП

Коробка автомат представляет собой улучшенную версию механики. В механической коробке за каждую передачу отвечает одна шестерня (солнечная), а в АКПП основное действие выполняют планетарные редукторы, с которыми и работают солнечные шестеренки. Да, в автомате, как и в механике, шестерен и передач практически одинаковое количество. Но в автомате они собираются в один механизм, а в механике – отдельно.

Как же это все работает?

При выключенной передаче, давление от масляного насоса отсутствует, и фрикционные диски находятся в свободном движении, не зажаты. После включения передачи, срабатывает насос, масло под действием давления через гидроблок проходит до определенного канала. Фрикционы, под давлением масла, зажимаются друг с другом, активизируя необходимую шестерню. Остальные шестерни при этом перестают вращаться.

Как ни крути, фрикционы являются важнейшим элементом всей автоматической коробки передач, без них работа автомата не имеет смысла.

Сколько прослужат фрикционные диски?

Современные технологии позволяют производить фрикционы с практически неограниченными ресурсами. Пропитка смолами, использование высокотехнологичного клея, графитовое напыление позволяют достичь срока службы и до 500 тыс. километров, но при условии использования чистейшего, идеального масла. В идеале достичь таких результатов возможно при условии правильного обслуживания и соблюдения четкого графика смены масла.

Самой частой причиной поломки автоматической коробки передач является износ фрикционных дисков, в простонародье – горят фрикционы. В случае износа фрикционов передачи АКПП перестанут включаться или это включение будет пробуксовывать.

Причины выхода из строя фрикционных дисков

Недаром, производителями разработаны графики смены масла в автомате. Строгое соблюдение этого графика – залог долгой работы фрикционов.

Что же случится, если вы не меняете вовремя масло? Ответ один – фрикционные диски могут выйти из стоя уже при достаточно небольших пробегах, в районе 100 тыс. километров.

Износ фрикционов происходит в нескольких случаях и практически все эти случаи связаны с маслом в автоматической коробке передач:

  • масло загрязненное или забитый масляный фильтр. Очень распространенные случаи, из-за несоблюдения установленных производителями АКПП графиков замены масла. Эти графики обязательно указываются в технической документации к автомобилю и официальные дилеры, осуществляющие техобслуживание, естественно, на это будут указывать. Существует множество причин, по которым автовладельцы не придерживаются графиков смены технических жидкостей. Бесперебойная робота коробки передач напрямую зависит от давления масла, ресурс которого тоже небезграничен. После 60 тыс. километров пробега масло начинает загрязняться (мелкая стружка, грязь) и потери свойства составляют около 30%. Результатом более продолжительной роботы загрязненного масла является забивание фильтра и каналов масляного насоса или гидроблока, что, в свою очередь, приводит к падению давления во всей системе. Слабое давления неспособно плотно зажать диски, и они это провоцирует пробуксовывание, проскальзывание дисков, то есть трение их друг с другом. Диски просто горят, выделяя еще больше мусора и стружек. Масло еще более загрязняется, усугубляя общую картину, и так по кругу. В результате такой поломке масло будет отдавать гарью, как будто оно пригорело.
  • недостаточный уровень масла. В случае отсутствия достаточного уровня масла фрикционы перестанут полноценно омываться маслом, что приведет к их перегреву. Это приведет к загрязнению масла, которое находится на низком уровне и долее по кругу как в первом пункте.
  • загрязненный радиатор. При загрязненном радиаторе (причина может быть та же – грязное масло) масло не проходит через него и не охлаждается, попадая на фрикционы горячим. Как следствие, горят и фрикционы и само масло. АКПП очень быстро выходит из строя.
  • попадает вода. Это случается довольно редко, в основном от большой воды. Попадая в масло, вода достаточно быстро разрушает фрикционные накладки, сделанные из прессованного картона. Дальше – результат один.

Как мы видим, все причины износа фрикционов связаны с жидкостью в автоматической коробке передач.

Мы настоятельно рекомендуем придерживаться графика замены технических жидкостей вашего транспортного средства.